ИТ-бизнес |
|
Бизнес-аналитика |
|
|
Основным результатом процесса планирования бизнес-анализа является формирование
определенного подхода к его проведению. Такой подход описывает процесс, которого
нужно придерживаться при проведении бизнес-анализа: сроки выполнения задач, используемые методы и планируемые результаты проекта. Бизнес-аналитики должны следить за
соответствием требований потребностям бизнеса в течение всего итеративного процесса
планирования, а в особенности за тем, как со временем бизнес-цели развиваются и преобразуются. Новизна работы заключается в том, что авторами разработан адаптивный подход
к планированию бизнес-анализа с использованием методологии Agile, который может обеспечить конкурентное преимущество компании в быстро меняющихся и сложных средах.
|
---|---|
ИТ-менеджмент |
|
Управление ресурсами |
|
|
В настоящее время сфера управления персоналом (HRM) претерпевает серьезные изменения,
вызванные, том числе, воздействием информационных технологий. Технологии обеспечивают
новые возможности для компаний в сфере HRM, но создают и дополнительные вызовы. Для
преодоления этих вызовов необходимо не только внедрять новые HRM инструменты, но и
расширять области использования существующих. В статье представлены результаты анализа
задач управления персоналом с точки зрения изменения их содержания, а также использования
управленческих инструментов, информационных систем и технологий. Выделены возможности
и эффекты, обеспечиваемые современными инструментами и технологиями, и рассмотрены
возникающие проблемы. На основании данных результатов определены перспективные
области применения модели компетенций, как одного из актуальных инструментов управления
персоналом, и предложны алгоритмы, позволяющие интегрировать модель компетенций
в информационную инфраструктуру компаний. Подробно рассмотрен алгоритм выбора
обучающих курсов/программ подготовки персонала, основанный на использовании модели
компетенций. При расчете рейтинга курсов учитывается не только содержание курсов и их
стоимость, но текущий и целевой уровни сформированности компетенций сотрудников.
Расширение области использования модели компетенций путем реализации предложенных
алгоритмов поддержки принятия решений по планированию мероприятий в сфере развития
персонала позволит компаниям обеспечить дополнительные эффекты. К таким эффектам
относится рост эффективности мероприятий по обучению персонала, повышение лояльности
и приверженности сотрудников за счет полного понимания карьерных перспектив с учетом
новых проектов и стратегических инициатив компании.
|
ИТ и образование |
|
Подготовка IT-специалистов |
|
|
Проведенное исследование показало, что ключевыми проблемами в сфере подготовки
специалистов по междисциплинарным направлениям являются отсутствие единого
понимания содержания профессиональных компетенций; разнообразие запросов на
знания и навыки выпускников; высокая скорость изменений требований рынка труда.
В работе выделены основные механизмы непрерывной адаптации образовательных
программ к реалиям рынка труда и описаны процедуры их реализации, апробированные
в Санкт-Петербургском государственном университете при актуализации образовательных
программ бакалавриата и магистратуры направления «Бизнес-информатика».
|
Инструментальные средства |
|
Сетевые технологии |
|
|
В статье рассматриваются новые возможности, предусмотренные в ситуационно-ориентированных базах данных (СОБД) для реализации микросервисной архитектуры. СОБД
– это проект интегратора разнородных данных в рамках подхода polyglot persistence на
основе информационного процессора, управляемого встроенной ситуационной моделью.
Доступ к разнородным данным организован в СОБД на основе концепции виртуальных
документов, которые отображаются на разнородные физические данные. В статье обсуждается микросервисная архитектура, основанная на СОБД, – современный подход,
обеспечивающий лучшую масштабируемость и модифицируемость веб-приложений на
основе HTTP-запросов. Поставлена задача обработки микросервисом HTTP-запросов в
рамках общей концепции виртуальных документов. Для решения задачи введен новый
тип виртуального документа, отображаемый на HTTP-запрос, что облегчает микросервису, с одной стороны, доступ к свойствам запроса и прикрепленным к нему данным, а с
другой – формирование ответа HTTP-response. В статье обсуждаются способы обработки
HTTP-запроса на примере типовой ситуационной модели микросервиса, который ведет
таблицу реляционной базы данных на основе источника данных – внешнего веб-сервиса.
Детально рассматривается структура ситуационной модели, выполняющей обработку и
формирование ответа в зависимости от типа запроса и возникших ситуаций. Приводится
пример практической реализации комплекса микросервисов на основе СОБД для мониторинга просмотров студентами образовательных видеороликов на YouTube.
|
Информационная инфраструктура |
|
|
меняет все стороны жизни современного общества. Эти изменения накладываются на
предыдущую эволюцию человека и природной среды. Возникает критическая зависимость
от технологий, что может вызвать коллапс в обществе, экономике и природе. В статье рассмотрены вопросы, связанные с включением новых структурных элементов в природную и
информационную среду. Востребовано целостное, с позиций повышения качества и безопасности жизни рассмотрение природоподобных решений: с одной стороны – внедрение
ИТ в измененную технологиями природную среду, а с другой – возможности применения
природоподобных технологий в процессах внедрения и развития ИТ. Применительно к
данным аспектам рассмотрена метафора природоподобия. Предложена система базовых
понятий, в контексте использования природоподобных технологий при решении задач
цифровизации. Рассмотрены вопросы конвергенции технологий на примере функций по
обеспечению безопасности субъектов, а также преимущества и ограничения объектов биологической и технологической эволюции. Приведена классификация угроз безопасности в
природных и технических системах в условиях цифровизации и связанные с этим вопросы
целеполагания и адаптации общества к изменениям. Отмечается, что впервые общество
и природа оказываются связаны единым информационным каркасом, основанным на глобальных общедоступных коммуникациях и возможностях обработки информации. Формирование всеобщей истории по каждому из отражаемых в ИТ объектов вместе с новыми
возможностями порождает существенные угрозы безопасности и риски в окружающей
человека объектной среде. Отмечается, что природоподобные технологии могут помочь
в решении многих проблем во внедрении цифровых технологий, в том числе в решении
задач обеспечения безопасности деятельности в цифровой инфраструктуре.
|
|
Организация информационного обмена является одной из основных задач цифровой
экономики. Информационный оборот, как правило, организуется посредством обмена
через центральное звено. В статье описаны особенности этапа подготовки данных для загрузки в центральное хранилище, схема данных которого построена на основе онтологии.
Онтологическое представление предметной области позволяет организовать сквозную
связь между формализованным отражением предметной области и моделью данных обмена и совместить управленческую и информационно-технологическую точку зрения.
|
|
В статье анализируется влияние цифровизации на развитие современных стран на примере
России. Цифровизация может рассматриваться как тенденция эффективного мирового развития
только при определенных условиях. Поскольку место любой страны в мировом сообществе
во многом определяется влиянием этой тенденции, становится актуальным оценить степень
проникновения цифровизации во все аспекты ее жизни. Индекс цифровой экономики и
общества и Международный индекс цифровой экономики и общества, предложенные в
мировой практике, оценивают только положительные результаты влияния цифровизации.
Поскольку возможны и негативные последствия, их необходимо оценить. Статья разделяет
понятия «проникновение цифровизации», оценивающего только положительные результаты
оцифровки, и «влияние цифровизации», оценивающего как ее положительные, так и возможные
отрицательные последствия. Пример России в статье отражает не только проникновение, но
и влияние цифровизации на ее жизнь. В статье предлагается перечень мер по управлению
процессами оцифровки. Их реализация на основе программ управления и правового
регулирования должна обеспечивать положительные результаты цифровизации, превышающие
возможные отрицательные, что будет соответствовать эффективному влиянию цифровизации
на экономическую и социальную жизнь России.
|
Simulation |
|
Теория и практика |
|
|
Авторами рассматривается моделирование системы обслуживания ресторана быстрого
питания. Представлена табличная модель, параметры распределений случайных величин
были получены на основе статистических данных реального объекта. Проведение вычислительных экспериментов было выполнено с помощью разработанной программы,
реализующей набор типовых сценариев.
|
Акторное моделирование |
|
|
Представлена среда имитационного моделирования GPSS Studio для исследования
сложных дискретно–событийных систем. В качестве моделирующего ядра используется
язык имитационного моделирования GPSS World. Показаны возможности среды на всех
этапах имитационного исследования с использованием структурных схем, текстового редактора, автоматической генерации текста модели, отладчика моделей, баз исходных данных и результатов моделирования, средств оперативного анализа изменения показателей
модели. Описаны инструменты среды для создания простых и доступных для массового
пользователя имитационных приложений с учетом предметной области исследуемой системы.
|
Лаборатория |
|
Управление эффективностью |
|
|
Ежедневно на Интернет-порталы органов государственной власти поступает большое
количество электронных обращений (заявлений, предложений или жалоб), представленных в неструктурированном текстовом виде. Качество и скорость автоматической обработки
указанных сообщений напрямую зависит от правильности их классификации (отнесения к
конкретной предметной области), в основе которой лежат их отличительные особенности.
Однако специфика таких сообщений (небольшой размер, наличие ошибок, отсутствие
четкой структуры и т.д.) не позволяет использовать известные методы рубрицирования
текстовых документов. Авторами разработана модель рубрицирования электронных неструктурированных текстовых документов с учетом синтаксических связей и ролей слов в
предложениях на основе нечеткого дерева решений. Построение дерева решений основано на анализе степени пересечений словарей рубрик, а также расстояний между рубриками
в n-мерном пространстве признаков. Данная модель позволяет более точно рубрицировать
электронные неструктурированные текстовые документы в условиях взаимосвязанных
рубрик, а также повысить оперативность обработки поступивших документов.
|
Модели и методики |
|
|
В работе рассматриваются нечеткие модели анализа качества микросервисных архитектур, которые являются одним из основополагающим подходов к созданию и сопровождению современных, быстро реагирующих на изменения запросов бизнеса, информационных
систем. Реализация непрерывной поставки программных компонентов для динамичных
бизнес-процессов информационных систем может быть осуществлена различными наборами микросервисов, оптимальный выбор и модификация которых представляет сложную
многоальтернативную задачу. Предлагаемый подход направлен на решение задачи выбора микросервисов ИС с учетом обеспечения качества обслуживания на базе нечетких
моделей. Решение данной задачи позволит проводить обоснованный выбор эффективных
вариантов наборов микросервисов для информационных систем.
|