В статье показана проблема снижения оперативности и качества формирования управляющих воздействий руководителем занятия при подготовке групп специалистов для выполнения сложных задач, согласованных по времени, месту и целям в организационно-технических системах различного назначения вследствие влияния на психофизиологические возможности руководителя занятия повышения плотности потока поступающей информации на этапах отработки взаимодействия между группами специалистов в едином виртуальном пространстве. Обосновано применение интеллектуальных методов для решения этой проблемы и предложен метод сценарно-информационного анализа адаптивной подготовки групп специалистов, сущностью которого является построение сценарно-информационной модели адаптивной подготовки на основе нечетко-онтологического подхода с учетом наличия ресурсов, текущего состояния специалистов (текущего уровня подготовленности) и прецедентных сценариев адаптивной подготовки для последующего моделирования этого процесса и оценки его достижимости при различных сценариях подготовки. Предложен нечетко-онтологический подход к моделированию адаптивной подготовки групп специалистов с использованием грануляции информационных ресурсов, позволяющий более эффективно организовать процесс подготовки, в том числе в условиях ограничения временных и материальных ресурсов. Показаны результаты экспериментальных исследований по повышению уровня подготовленности специалистов групп за счет интеллектуального управления их адаптивной подготовкой.
Ключевые слова
сценарно-информационный анализ и моделирование адаптивной подготовки групп специалистов, грануляция информационных ресурсов, формирование управляющих воздействий, метод сценарно-информационного анализа, модель группы специалистов, композиционная нечеткая онтологическая модель