8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -              
Рус   |   Eng

Архив номеров

№3(3) Май-июнь 2006 года

Содержание номера:

ИТ-бизнес

E-commerce

Глобализация внешней политики фирмы В ходе развития производительных сил постоянно происходят глубокие изменения в трех внешних сферах, влияющих на функционирование любой фирмы: политической, главным элементом которой выступает государство; социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, где фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.

Электронная торговля в России В настоящее время во всем мире наблюдается рост оборотов электронной торговли как в секторе «бизнес-клиент» (В2С — Business to Customer), так и в секторе «бизнес-бизнес» (В2В — Business to Business). Системы электронной торговли (e-commerce) включают следующие системы: маркетинга и заказа товаров, платежные, предоставления услуг, в частности, связанных с доставкой товаров. На данный момент наиболее развита первая составляющая электронной торговли, а именно, маркетинг и возможность заказа товара в электронных магазинах. Практически все ведущие производственные и торговые компании не только имеют выход в Интернет, но и свои сайты. Что касается платежных систем, то их развитие пока что отстает от потребностей e-commerce. Поэтому сегодня платежи осуществляются следующими способами: • с помощью удаленной авторизации кредитных карт; • безналичным способом с банковских счетов; • наличными при доставке товаров.

Электронный маркетинг

В условиях рыночной экономики руководству предприятий необходимо иметь оперативную и достоверную информацию для принятия решений, свя- занных с различными функциями маркетинга. Маркетинговая информация позволяет: • получать конкурентные преимущества на рынке; • снижать финансовый риск и опасности при выводе новых товаров на рынок; • определять отношения потребителей к товарам и фирме в целом; • следить за изменениями внешней среды; • координировать стратегию фирмы и оценивать ее деятельность; • повышать доверие потребителей к рекламе товаров или услуг; • увеличивать эффективность работы предприятия. Наиболее типичные управленческие задачи, которые требуют информацион- ной поддержки, приведены на рис. 1. Особенности организации информационного обеспечения маркетинговой деятельности требуют от руководителей и специалистов-маркетологов учета специфики действующей на предприятии системы маркетинга, ориентации его на соответствующие концепции.

ИТ-менеджмент

Информационное обеспечение бизнеса

Долгое время разведдеятельность в России являлась государственной монополией. А образ разведчика с «чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем» (такой, как Штирлиц) знаком всем до боли. Меняются времена… Меняется представление о разведке. И сегодня она уже не является прерогативой государственных служб, работающих только на свое правительство. В наше время — это необходимость для любой корпорации, которая хочет жить и развиваться. Управляющие предприятий не могут позволить себе очутиться на зыбкой почве неполной или, что еще хуже, неточной информации о том, куда планируют двигаться их конкуренты, или о том, как те, кто еще не являются конкурентами, быстро и скрытно завоевывают свою долю рынка.

IT в государственных программах

Технологии формирования

В настоящее время проблемы разработки и распространения наукоемких продуктов и услуг весьма актуальны, в силу их особой значимости для поступательного развития экономики и общества. Такие продукты способствуют повышению жизненного уровня за счет интенсивных факторов: роста производительности труда, снижения относительного уровня потребления и повышения эффективности использования невосполнимых природных ресурсов.

ИТ и образование

Образовательное пространство

Автор: В. Скачкова

В последнем десятилетии ХХ века в России и странах СНГ появилось несколько пакетов прикладных программ, реализующих функции бухгалтерского учета, созданных российскими фирмами, одной из которых является ныне действующая фирма «1С». В настоящее время продукты «1С» стали стандартом учетной деятельности практически на всей территории России. Сотни внедренческих фирм по договорам с «1С» подстраивают программное обеспечение под реальные характеристики фирм-потребителей и осуществляют их дальнейшее сопровождение. В связи с этим существуют определенные кадровые потребности, особенно в городах-мегаполисах. Подготовка соответствующих специалистов усилиями только «1С» для всей России невозможна. Поэтому на базе вузов происходит подготовка и переподготовка специалистов, как в процессе обучения на специализированных курсах, так и из студенческой среды.

Автор: А. Юрков

На экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета в июне 2006 года прошли защиты дипломных работ студентов первого выпуска кафедры информационных систем в экономике. Авторитетная государственная аттестационная комиссия (ГАК) под председательством проректора по IT-образованию и компьютерным знаниям, заведующего кафедрой математических и инструментальных методов экономики Московской финансово-промышленной академии, д. э. н., профессора Александра Анатольевича Емельянова заслушала и оценила работы 22 студентов. 21 из них успешно защитили свои работы и 6 июля в Таврическом дворце получили дипломы информатиков-экономистов по специальности «Прикладная информатика в экономике».

Инструментальные средства

Подготовка пользователей

Автор: А. Хохлов

Программные продукты фирмы «1С» де-факто стали стандартом делового софта в России. Это подтверждается и проведенным анализом распространения бухгалтерских программ в Пензенском регионе. Для такого анализа было проведено анкетирование 46 предприятий и организаций разного размера и форм собственности. Исследование показало, что подавляющее большинство (96 %) организаций и предприятий ведут автоматизированный бухгалтерский учет и при этом в основном используют программы фирмы «1С» (84 %). Мониторинг объявлений о вакансиях IT-специалистов и о бухгалтерских вакансиях в рекламных изданиях Пензы и области свидетельствует о том, что знание программных продуктов «1С» стало фактически обязательным требованием.

Лаборатория

Системы поддержки принятия решений

В последние несколько лет увеличился интерес к инструментальным средствам имитационного моделирования. Это связано с тем, что далеко не всегда исследуемые процессы можно описать математическими моделями. Имитационные модели, использующие принципы аналогового моделирования, позволяют получать интересные и практически полезные результаты. Имитационная модель представляет собой специальное программное обеспечение, позволяющее отобразить процессы, протекающие в моделируемой системе, с необходимыми для решения поставленной задачи набором параметров и уровнем детализации. В результате прогона модели автоматически собирается статистическая информация о моделируемых процессах. Обычно для создания модели не нужны громоздкие математические выражения, которые, зачастую, либо неизвестны, либо описывают идеализированные случаи.

Информационная безопасность

Осознание того факта, что компьютеры не в состоянии решить многие задачи за приемлемое время, привело в свое время к возникновению мысли о возможности объединения компьютеров в единую систему таким образом, чтобы множество вычислительных систем одновременно работали над различными частями общей задачи. Это послужило стимулом к развитию многопроцессорных вычислительных комплексов, созданию специальных численных методов и, в общем смысле, параллельных вычислений — совокупности средств, методов и технологий, относящихся к созданию ресурсов параллелизма в процессах решения задач и гибкому управлению реализацией этого параллелизма с целью достижения наибольшей эффективности использования вычислительной техники.

Математическое и компьютерное моделирование

Автор: Ю. Рубин

Конкуренция как форма поведения присуща деятельности любого агента, обладающего необходимыми признаками делового суверенитета. Конкуренцию уместно представить как способ использования суверенными экономическими агентами права на успех, всегда имеющий относительный характер и обусловленный приобретением, воспроизведением, укреплением ими относительно лучших, более выгодных жизненных, прежде всего — профессиональных позиций. Вместе с тем проявление экономическими агентами стремления к достижению успеха и ограничению доступа к нему соперников является способом реализации ими права на участие в конкуренции.

Автор: А. Шевченко

Имитационные модели нашли свое применение в различных областях экономической науки. Можно выделить ряд особенностей проектирования имитационных моделей с точки зрения разработчика: 1) для создания имитационной модели требуется предварительный анализ предметной области, выполненный с необходимой степенью точности (для решения стоящей перед разработчиком прикладной задачи); 2) определение инструментария для реализации имитационной модели: объектная, процедурная, событийно-ориентированная или иная концепция представления предметной области, агентное моделирование или вычисления на базе единой модели и т. д.; 3) определение механизмов и их точности для «оживления» имитационной модели: характеристики подсистемы управления временем и ее взаимосвязь с вычислительной подсистемой, а также с подсистемой визуализации данных и процессов. Таким образом, прежде чем приступить к проектированию имитационной модели, разработчик должен знать ответы на вопросы: «Что моделируется?», «Для достижения каких целей строится модель?», «Какой инструментарий применяется для построения модели и каким образом используется?», «Как строится подсистема управления временем моделируемой системы?».

Вопросы теории

Информационные системы

Автор: В. Кацман

Развитие современных экономических информационных систем неразрывно связано с увеличением числа решаемых задач, их сложности и объема обрабатываемой информации. Для моделирования таких систем в настоящее время все чаще применяется системный анализ. Однако эффективное использование методов системного анализа во многих случаях затрудняется из-за большой размерности исследуемых систем. Кардинальным направлением применения системного анализа для решения сложных задач создания и моделирования экономических информационных систем является использование декомпозиционного подхода как для разделения системы на подсистемы, так и для деления задачи на подзадачи.