ИТ-бизнес |
|
E-commerce |
|
|
Глобализация внешней политики фирмы
В ходе развития производительных сил постоянно происходят глубокие
изменения в трех внешних сферах, влияющих на функционирование любой
фирмы: политической, главным элементом которой выступает государство; социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, где фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.
|
---|---|
|
Электронная торговля в России
В настоящее время во всем мире наблюдается рост оборотов электронной
торговли как в секторе «бизнес-клиент» (В2С — Business to Customer), так и в секторе «бизнес-бизнес» (В2В — Business to Business). Системы электронной торговли (e-commerce) включают следующие системы: маркетинга и заказа товаров, платежные, предоставления услуг, в частности, связанных с доставкой товаров. На данный момент наиболее развита первая
составляющая электронной торговли, а именно, маркетинг и возможность заказа товара в электронных магазинах. Практически все ведущие производственные и торговые компании не только имеют выход в Интернет, но и свои сайты. Что касается платежных систем, то их развитие пока что
отстает от потребностей e-commerce. Поэтому сегодня платежи осуществляются следующими способами:
• с помощью удаленной авторизации кредитных карт;
• безналичным способом с банковских счетов;
• наличными при доставке товаров.
|
Электронный маркетинг |
|
|
В условиях рыночной экономики руководству предприятий необходимо
иметь оперативную и достоверную информацию для принятия решений, свя-
занных с различными функциями маркетинга.
Маркетинговая информация позволяет:
• получать конкурентные преимущества на рынке;
• снижать финансовый риск и опасности при выводе новых товаров на рынок;
• определять отношения потребителей к товарам и фирме в целом;
• следить за изменениями внешней среды;
• координировать стратегию фирмы и оценивать ее деятельность;
• повышать доверие потребителей к рекламе товаров или услуг;
• увеличивать эффективность работы предприятия.
Наиболее типичные управленческие задачи, которые требуют информацион-
ной поддержки, приведены на рис. 1.
Особенности организации информационного обеспечения маркетинговой деятельности требуют от руководителей и специалистов-маркетологов учета специфики действующей на предприятии системы маркетинга, ориентации его на соответствующие концепции.
|
ИТ-менеджмент |
|
Информационное обеспечение бизнеса |
|
|
Долгое время разведдеятельность в России являлась государственной
монополией. А образ разведчика с «чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем» (такой, как Штирлиц) знаком всем до боли.
Меняются времена… Меняется представление о разведке. И сегодня она уже
не является прерогативой государственных служб, работающих только на свое
правительство. В наше время — это необходимость для любой корпорации, которая хочет жить и развиваться. Управляющие предприятий не могут позволить себе очутиться на зыбкой почве неполной или, что еще хуже, неточной информации о том, куда планируют двигаться их конкуренты,
или о том, как те, кто еще не являются конкурентами, быстро и скрытно завоевывают свою долю рынка.
|
IT в государственных программах |
|
Технологии формирования |
|
|
В настоящее время проблемы разработки и распространения наукоемких
продуктов и услуг весьма актуальны, в силу их особой значимости для поступательного развития экономики и общества. Такие продукты способствуют повышению жизненного уровня за счет интенсивных
факторов: роста производительности труда, снижения относительного уровня потребления и повышения эффективности использования невосполнимых природных ресурсов.
|
ИТ и образование |
|
Образовательное пространство |
|
|
В последнем десятилетии ХХ века в России и странах СНГ появилось
несколько пакетов прикладных программ, реализующих функции бухгалтерского учета, созданных российскими фирмами, одной из которых является ныне действующая фирма «1С». В настоящее время продукты «1С» стали стандартом учетной деятельности практически на всей
территории России. Сотни внедренческих фирм по договорам с «1С» подстраивают программное обеспечение под реальные характеристики фирм-потребителей и осуществляют их дальнейшее сопровождение. В связи с этим существуют определенные кадровые потребности, особенно в городах-мегаполисах. Подготовка соответствующих специалистов усилиями только «1С» для всей России невозможна. Поэтому на базе вузов происходит подготовка и переподготовка специалистов, как в процессе обучения на специализированных курсах, так и из студенческой среды.
|
|
На экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного
университета в июне 2006 года прошли защиты дипломных работ студентов
первого выпуска кафедры информационных систем в экономике. Авторитетная государственная аттестационная комиссия (ГАК) под председательством проректора по IT-образованию и компьютерным знаниям, заведующего кафедрой математических и инструментальных методов экономики Московской финансово-промышленной академии, д. э. н., профессора Александра Анатольевича Емельянова заслушала и оценила работы 22 студентов. 21 из них успешно защитили свои работы и 6 июля в Таврическом дворце получили дипломы информатиков-экономистов по специальности «Прикладная информатика в экономике».
|
Инструментальные средства |
|
Подготовка пользователей |
|
|
Программные продукты фирмы «1С» де-факто стали стандартом делового софта в России. Это подтверждается и проведенным анализом распространения бухгалтерских программ в Пензенском регионе.
Для такого анализа было проведено анкетирование 46 предприятий и организаций разного размера и форм собственности. Исследование показало, что подавляющее большинство (96 %) организаций и предприятий ведут автоматизированный бухгалтерский учет и при этом в основном используют программы фирмы «1С» (84 %). Мониторинг объявлений о вакансиях IT-специалистов и о бухгалтерских вакансиях в рекламных изданиях Пензы и области свидетельствует о том, что знание программных продуктов «1С»
стало фактически обязательным требованием.
|
Лаборатория |
|
Системы поддержки принятия решений |
|
|
В последние несколько лет увеличился интерес к инструментальным средствам имитационного моделирования. Это связано с тем, что далеко не всегда исследуемые процессы можно описать математическими моделями. Имитационные модели, использующие принципы аналогового моделирования, позволяют получать интересные и практически полезные результаты. Имитационная модель представляет собой специальное программное обеспечение, позволяющее отобразить процессы, протекающие в моделируемой системе, с необходимыми для решения поставленной задачи набором параметров и уровнем детализации. В результате прогона модели автоматически собирается статистическая информация о моделируемых процессах. Обычно для создания модели не нужны громоздкие математические выражения, которые, зачастую, либо неизвестны, либо описывают идеализированные случаи.
|
Информационная безопасность |
|
|
Осознание того факта, что компьютеры не в состоянии решить многие
задачи за приемлемое время, привело в свое время к возникновению мысли о
возможности объединения компьютеров в единую систему таким образом, чтобы множество вычислительных систем одновременно работали над различными частями общей задачи. Это послужило стимулом к развитию многопроцессорных вычислительных комплексов, созданию специальных численных методов и, в общем смысле, параллельных вычислений — совокупности средств, методов и технологий, относящихся к созданию ресурсов параллелизма в процессах решения задач и гибкому управлению реализацией этого параллелизма с целью достижения наибольшей эффективности использования вычислительной техники.
|
Математическое и компьютерное моделирование |
|
|
Конкуренция как форма поведения присуща деятельности любого агента, обладающего необходимыми признаками делового суверенитета. Конкуренцию уместно представить как способ использования суверенными экономическими агентами права на успех, всегда имеющий относительный характер и обусловленный приобретением, воспроизведением, укреплением ими относительно лучших, более выгодных жизненных, прежде всего — профессиональных позиций. Вместе с тем проявление экономическими
агентами стремления к достижению успеха и ограничению доступа к нему соперников является способом реализации ими права на участие в конкуренции.
|
|
Имитационные модели нашли свое применение в различных областях
экономической науки. Можно выделить ряд особенностей проектирования
имитационных моделей с точки зрения разработчика:
1) для создания имитационной модели требуется предварительный анализ предметной области, выполненный с необходимой степенью точности (для решения стоящей перед разработчиком прикладной задачи);
2) определение инструментария для реализации имитационной модели: объектная, процедурная, событийно-ориентированная или иная концепция представления предметной области, агентное моделирование или вычисления на базе единой модели и т. д.;
3) определение механизмов и их точности для «оживления» имитационной
модели: характеристики подсистемы управления временем и ее взаимосвязь с
вычислительной подсистемой, а также с подсистемой визуализации данных и процессов.
Таким образом, прежде чем приступить к проектированию имитационной модели, разработчик должен знать ответы на вопросы: «Что моделируется?», «Для достижения каких целей строится модель?», «Какой инструментарий применяется для построения модели и каким образом используется?», «Как строится подсистема управления временем моделируемой системы?».
|
Вопросы теории |
|
Информационные системы |
|
|
Развитие современных экономических информационных систем неразрывно связано с увеличением числа решаемых задач, их сложности и объема обрабатываемой информации. Для моделирования таких систем в настоящее время все чаще применяется системный анализ. Однако эффективное использование методов системного анализа во многих случаях затрудняется из-за большой размерности исследуемых систем.
Кардинальным направлением применения системного анализа для решения сложных задач создания и моделирования экономических информационных систем является использование декомпозиционного подхода как для разделения системы на подсистемы, так и для деления задачи на подзадачи.
|