ИТ-менеджмент |
|
Информационная экономика |
|
|
В работе раскрыта сущность, особенности и признаки информационной экономики, на этой
основе показаны тенденции трансформации хозяйственного развития промышленных предприятий в новой информационно-коммуникационной среде. Авторами раскрыты особенности современного этапа промышленного развития России и охарактеризована роль институтов в обеспечении инновационной активности предприятий реального сектора экономики. Предложены
инструменты информационной экономики, позволяющие снять существующие ограничения
и активизировать функции институтов инновационного промышленного развития в условиях
значительной региональной асимметрии. Особое внимание уделено потенциалу электронного
правительства в промышленном развитии экономики.
|
---|---|
Виртуальная реальность |
|
|
В статье рассмотрены вопросы использования метафор в сфере ИТ, а также влияние
метафор на другие области жизни, в которых используется компьютерная техника и коммуникационная инфраструктура. Рассмотрены метафоры, комплексно отражающие современные тенденции технологического развития общества: цифровизация, цифровая
экономика, Интернет вещей, Индустрия 4.0, виртуальная территория и другие.
Отмечено, что ИТ-метафоры дополняют друг друга, то есть не являются ортогональными. Они позволяют комплексно, с различных точек зрения и концептуальных позиций рассмотреть происходящие изменения в окружающей нас материальной и информационной
среде. Метафоры позволяют всем категориям пользователей — специалистам в области
информационных технологий, государству, бизнес-сообществу, обычным гражданам сформировать согласованную точку зрения на информационные технологии. Они позволяют
сделать изменения в окружающей информационной инфраструктуре более наглядными,
доступными для понимания и практического использования всеми категориями пользователей.
|
Управление качеством |
|
|
Актуальность настоящего исследования обусловлена сложностью функционирования
государственных информационных систем, все возрастающей необходимостью повышения
достоверности представляемых в них данных, расширением спектра проверок, проводимых
для обеспечения контроля на всех этапах прохождения данных. Проведение аналитического исследования применения различных параметров качества данных для государственных
информационных систем позволило выявить предложения по контролю их качества. В данной статье автором выделены факторы, формирующие качество данных, и рассмотрены
аспекты формализации связанных с ним процессов для государственных информационных
систем. Даны рекомендации, которые возможно использовать в деятельности системных
аналитиков, ИТ-специалистов по разработке сложных информационных систем.
|
ИТ и образование |
|
Образовательное пространство |
|
|
Рост популярности платформы Coursera в России свидетельствует о том, что образовательное пространство фактически стало единым в мире, и иностранные курсы сделались
прямыми конкурентами российских.
Курсы на платформе Coursera адаптированы к обучению без отрыва от производства
за счет недельного формата обучения и лаконичного стиля видеоуроков со средней длительностью 8 минут.
Данные курсы требуют минимального вмешательства преподавателя в учебный процесс
за счет метода оценки на равных (проверки студентами работ друг друга).
Представляет интерес практика обязательного публичного портфолио студентов для
выставления итоговых отметок, а также использование интерактивных симуляторов.
|
|
В статье показано, что ведущие университеты мира придают особое значение использованию
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной и научной деятельности. Всестороннее и эффективное использование ИКТ осознается университетами мирового уровня как важный фактор обеспечения их глобальной конкурентоспособности. Ведущие
российские университеты в своих программах развития также уделяют этой проблеме специальное внимание. В статье сделана попытка проанализировать, осмыслить и выделить принципиальные качества ведущих мировых университетов в вопросе использования ИКТ в образовании и особенностей их образовательных систем. В основу анализа положена модель
Дж. Салми, представляющая взаимодействия факторов, обеспечивающих глобальную конкурентоспособность и успешность ведущих мировых университетов. Сделан вывод о том, что
ключевыми факторами обеспечения конкурентоспособности университета на стратегическую
перспективу являются современные информационные и коммуникационные технологии, создаваемые с их использованием образовательные ресурсы и инновационная образовательная
система, отвечающая вызовам цифрового будущего.
|
Инструментальные средства |
|
Модели и алгоритмы |
|
|
В статье рассматриваются перспективы построения систем автоматического управления беспилотными летательными аппаратами, реализующих возможности компьютерного
зрения. Описывается способ применения компьютерного зрения, направленный на повышение точности определения отклонений от маршрута полета летательных аппаратов
и обеспечивающий возможность автоматического формирования фотосхемы в режиме
реального времени при проведении аэрофотосъемки. Выполняется проверка данного
способа на работоспособность и оценка его методической погрешности.
|
Simulation |
|
Теория и практика |
|
|
В статье рассматривается вариант построения модели линейной железнодорожной
станции на двухпутном железнодорожном участке, содержащей два главных и два вторых пути. Общая постановка задачи моделирования заключается в нахождении оценки
математического ожидания показателя моделируемой системы при заданном времени
ее функционирования. Имитационная модель создана в среде AnyLogic Personal Learning
Edition и позволяет моделировать основные состояния четырехпутной линейной железнодорожной станции в условиях внешнего воздействия, оказываемого средствами разрушения вероятного противника. Предложенная структура модели позволяет воспроизводить
логику функционирования железнодорожной станции линейного типа, имеющей четыре
пути, расположенной на двухпутном участке пути при ее функционировании в условиях воздействия средств поражения противника. При этом фактически моделируется нахождение
каждого из станционных путей в одном из возможных состояний.
|
Акторное моделирование |
|
|
Генетические алгоритмы в разных формах применяются к решению разных научно-технических задач. Они используются при создании вычислительных структур, в машинном
обучении — при проектировании нейронных сетей или в управлении роботами. Они также
применяются при моделировании развития в разных предметных областях, включая соци-
альные-экономические системы. Также возможно и эвристико-математическое применение генетических алгоритмов для оптимизации многопараметрических функций. В случаях,
когда точный оптимум не нужен, решением может считаться любое значение, лучшее, чем
определенная заданная величина. Тогда генетические алгоритмы — хороший метод поиска «приемлемых» значений. Сила генетического алгоритма состоит в его способности
манипулировать одновременно многими параметрами, что используется в разных проектах,
включая даже проектирование самолетов. Однако формальное применение таких алгоритмов без учета временны′х характеристик и других особенностей реальных процессов,
где их пытаются применить, может не дать ощутимого эффекта либо привести к выбору
ошибочного решения. Один из способов привязки соответствующих моделей к динамике
управляемых процессов является комплексное имитационное моделирование этих процессов и систем управления с применением генетических алгоритмов.
|
В преподавательский портфель |
|
Экономико-математические модели |
|
|
В данной работе показана табличная реализация моделей системы массового обслуживания на основе алгоритма функционирования моделируемой системы без написания
программного кода, разработанных посредством техники создания алгоритмических моделей в Microsoft Excel по принципу «программирование без программирования».
Результаты работы могут быть применены для множества вариантов решения однотипных по постановке и целям задач и представляют интерес для специалистов по моделированию динамических систем и процессов, а также для преподавателей, аспирантов
и студентов высших учебных заведений.
|
Точка зрения |
|
Искусственный интеллект |
|
|
В статье продемонстрированы существование и возможность выявления объективно
обособленных операций обработки знаний, объективно инициируемой типизации таких
операций (формирования видов обработки знаний), а также объективной упорядоченности множества видов обработки знаний. Продемонстрирована возможность выявления
характеристик формы гносеологической модели, а также показано, что конкретный набор характеристик формы гносеологической модели, реализованный в моделях знаний,
определяет соотнесение этих моделей к конкретному объективно выделяемому классу.
|