Статьи автора
|
Формирование учебно-методических комплексов в рамках системы высшего профессионального образования является неотъемлемой частью процессов планирования и управления исполнения учебных программ, а также основой определения уровня знаний учащихся. При составлении динамических учебных программ возникают такие проблемы, как эффективное определение состава дидактических единиц дисциплин, логическая увязка дисциплин (с учетом отобранных дидактических единиц) между собой и формирование системы по оценке успеваемости учащихся на основе использования балльно-рейтинговой системы. В данной статье автор рассматривает вопросы формирования календарно-тематических планов по дисциплинам в рамках конкретного учебного плана и формирование системы начисления баллов для оценки уровня знаний и навыков учащихся. Читать дальше...
Данная статья является третьей в цикле работ, посвященных созданию нейросетевых систем анализа текстовой информации. Результаты использования предложенных ранее авторами статьи моделей для распознавания сложных символов японских азбук при решении практических задач (в том числе в рамках учебного процесса) показывали, что отсутствие эффективных и формализованных методик разработки интерфейсов информационных систем, реализующих нейросетевые технологии, приводит к необходимости дополнительного и достаточно длительного обучения пользователей. Это вызвано тем, что бурное развитие нейросетевых методов для распознавания текстовой информации не всегда сопровождается параллельной разработкой удобных интерфейсов пользователя. Основной причиной подобного развития событий является тот факт, что разработка пользовательского интерфейса требует совсем иного набора компетенций и навыков, нежели разработка нейросетевых методов и моделей. В статье предлагается подход к проектированию пользовательского интерфейса для прототипа настольного приложения, реализующего возможности предложенной авторами ранее нейронной сети для распознавания текстов на японском языке, записанных с использованием одной из двух японских азбук – катаканой или хираганой. При описании подхода к проектированию пользовательского интерфейса применялись нотации UML – для моделирования функциональных требований и BPMN – для моделирования логики работы приложения, взаимодействующего с нейронной сетью, модель которой была предложена авторами во второй статье. Определены принципы и инструментальная база проектирования интерфейса программного решения, спроектированы сценарии использования программы, приведены алгоритмы ее функционирования, описан прототип пользовательского интерфейса. Предложенный подход к построению пользовательских интерфейсов для приложений, использующих нейросетевые методы для решения задач, может быть использован в ходе изучения дисциплин, рассматривающих вопросы использования и проектирования информационных систем.
Читать дальше...
Сделан анализ наиболее распространенных архитектур построения нейросетей для анализа изображений – нейронная сеть прямого распространения, рекуррентная нейросеть, сверточная нейросеть. Существующие на рынке решения хотя и позволяют распознавать эмоции, но не выдают рекомендаций по формированию эмоционального интеллекта, что является немаловажным результатом для самых разнообразных задач, поскольку подобная оценка позволяет более точно предсказывать возможное дальнейшее поведение как отдельных индивидов, так и групп людей. Целью данной статьи является проектирование прикладного программного продукта (приложения) и разработка прототипа, который мог бы выполнять функцию оценки эмоций. Задачи настоящего исследования включают в себя выбор архитектуры проектируемого приложения; разработку алгоритма работы приложения; проектирование пользовательского интерфейса; описание процесса обучения нейросети и его результатов, модель которой была определена в предыдущей статье; демонстрация работы прототипа (контрольный пример). Научная новизна проектируемого приложения заключается в способе формирования оценки психоэмоционального состояния и в том, что приложение вырабатывает комплекс упражнений для тренировки эмоций для тех людей, изображения чьих лиц подвергались оценке. Подобная оценка с рекомендациями может быть широко востребована в самых различных отраслях человеческой деятельности, так как очень важно уметь выражать эмоции, особенно тем, чья работа заключается в передаче своего эмоционального состояния другим: бизнес-тренерам, журналистам, актерам, аниматорам, танцорам и т. д. Наличие эмоционального интеллекта очень важно в настоящее время. Читать дальше...
|