Предложена вероятностная модель динамики продаж товара на маркетплейсе, учитывающая влияние длительности доставки на принятие потребителем решения о покупке этого товара. Предполагалось, что количество товара на маркетплейсе является неограниченным, а потребители при прочих равных условиях покупают товар у продавцов, предлагающих наименьшее время доставки. Кроме того, считалось, что каждый потребитель приобретает только одну единицу товара. Рассмотрены по отдельности случаи бесплатной и платной доставок товара до потребителя, а также общий случай, когда на маркетплейсе присутствуют потребители, выбирающие как бесплатную, так и платную доставку. В качестве случайных величин, определяющих динамику продаж товара, использовались следующие экономические факторы: моменты покупательской активности потребителей, длительность доставки и максимально возможная для потребителя длительность доставки, покупательская способность, цена на товар, количество продавцов и потребителей товара на маркетплейсе. Показано, что количество товара, проданного на маркетплейсе к определенному моменту времени, является случайной величиной, истинное значение которой при большом количестве потребителей мало отличается от математического ожидания этой случайной величины. Найдено аналитическое выражение для зависимости от времени математического ожидания количества проданного товара для случаев бесплатной и платной доставок, а также при наличии на маркетплейсе двух видов доставки. Проведено численное моделирование этой зависимости для всех рассмотренных видов доставки. При этом использовались частные законы распределения вероятностей указанных выше экономических факторов, имитирующие определенное поведение потребителей и продавцов на маркетплейсе. Кроме этого, в случае платной доставки при численном моделировании применялась найденная на основе эмпирических данных зависимость стоимости доставки от ее длительности. Проанализировано влияние параметров закона распределения вероятностей длительности доставки на такие характеристики динамики объема продаж, как максимально возможный объем продаж и скорость приближения математического ожидания количества проданного товара к максимальному объему продаж.
Ключевые слова
электронная коммерция, маркетплейс, длительность доставки, покупательская способность, момент покупательской активности, объем продаж, производящая функция вероятностей, плотность распределения вероятностей, математическое ожидание