В статье представлен подход к снижению вероятности развития аварий, вызванных сочетаниями относительно неопасных по отдельности событий различного происхождения при эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем. Обосновывается актуальность заявленной проблемы, используются открытые официальные документы, регламентирующие область применения гражданских беспилотных авиационных систем. Проводится системный анализ основных групп технических и эксплуатационных нарушений, приводящих к критическим режимам работы. В данной работе предлагается новая вариация постановки задачи управления предупреждением аварийных комбинаций событий, формулируется общий подход к решению этой задачи на различных интервалах времени управления. Для решения задачи используются модели логико-вероятностного анализа безопасности. Процессы развития аварийных комбинаций событий предлагается моделировать с использованием деревьев отказов, учитывающих как события, связанные с технической и программной природой возникновения, так и события внешней среды и события, связанные с человеческим фактором. Выбираемая глубина декомпозиции при построении деревьев предполагается довольно большой для того, чтобы можно было предложить конкретный набор достаточно простых и лаконичных действий по парированию или предупреждению отдельных событий, составляющих потенциальные аварийные комбинации. Минимальные сечения рассматриваемых деревьев представляют состав аварийных комбинаций событий, а пути успешного функционирования дают варианты предупреждения рассматриваемых аварий. При этом под предупреждением аварии понимается предотвращение хотя бы одного события, входящего в ее рассматриваемый сценарий. Использование путей успешного функционирования позволяет определять управляющие воздействия для предупреждения заданного множества аварий. Согласно предлагаемому алгоритму для этого выбирается множество событий, пересекающее минимальные сечения в их дополнении до рассматриваемых аварий. Рассматривается пример применения результатов работы.
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат, беспилотная авиационная система, дерево отказов, аварийная комбинация событий, авария, логико-вероятностный анализ безопасности