В статье дано обоснование актуальности разработки индивидуальной траектории обучения в сфере онлайн-обучения. Проанализированы проблемы формирования индивидуальной траектории обучения. Выделена основная проблема персонализации обучения с точки зрения обучающегося – сложность в нахождении наиболее подходящей последовательности изучения учебных объектов, которые наилучшим образом соответствуют его навыкам и предпочтениям. Сделан вывод о том, что существующие практики и методики организации персонализированного образовательного процесса курсов в условиях онлайн-обучения ориентированы на статистические характеристики обучающихся, не изменяющиеся на протяжении изучения онлайн-курса. Следовательно, существует необходимость разработки методики формирования индивидуальной траектории обучения. Предложенный подход позволяет рассматривать формирование рекомендаций как динамический процесс. Разработан алгоритм по формированию индивидуальной траектории обучения, который состоит из многокритериального выбора последовательности онлайн-курсов в каждый момент принятия решений согласно заданному множеству критериев и последовательному освоению навыков. Выбор онлайн-курсов осуществляется с использование метода кластерного анализа k-средних. Выделены группы кластеров, которые соответствуют критериям онлайн-курсов. Каждый кластер состоит из максимально близких объектов – онлайн-курсов. На основе данных результатов осуществляется последовательный выбор онлайн-курсов, используя имеющуюся в наличии информацию о требованиях пользователя и навыках, которые необходимо приобрести обучающемуся. Цель разработки по формированию индивидуальной траектории обучения заключается в предоставлении обучающимся наиболее подходящей последовательности учебных объектов в соответствии с их навыками и предпочтениями.
Ключевые слова
электронное обучение, индивидуальная траектория обучения, онлайн-курс, кластеризация, рекомендации