Рассмотрены вопросы информационной поддержки принятия решений при проведении периодического технического обслуживания газобаллонного оборудования транспортных средств на природном газе, обеспечивающих безопасную эксплуатацию, способствующую повышению эффективности процессов транспортировки товаров и грузов: сокращению простоев транспортных средств по причине отказа топливной системы на газовом топливе на 10–18%; снижению вероятности функционирования газобаллонного оборудования в опасных режимах на 12–17%. Сформулированы технические требования, предъявляемые к газобаллонному оборудованию и процедурам его периодического технического обслуживания. Предложена концепция формирования и применения единого государственного реестра газобаллонного оборудования, являющегося инструментом ограничения допуска к обороту продукции, не соответствующей нормативным и конъюнктурным требованиям. Разработана информационно-логическая модель поддержки принятия решений, позволяющая в зависимости от текущего технического состояния узлов и деталей на основании заданных требований по продолжительности периода между техническим обслуживанием предложить оптимальный вариант проведения диагностических, ремонтных и наладочных мероприятий газобаллонного оборудования транспортных средств. Представлен порядок формирования расширенного перечня мероприятий периодического технического обслуживания газобаллонного оборудования на примере отдельных узлов топливной системы транспортного средства на компримированном природном газе. Программная реализация информационно-логической модели осуществлена в виде расширения к ядру базы данных информационной системы поддержки принятия решений при эксплуатации газобаллонного оборудования, реализованной на системе управления базами данных Oracle с интегрированной поддержкой объектно- ориентированного языка высокого уровня Java. Для удобства работы с информационно- логической моделью разработан расчетно-аналитический модуль информационной системы поддержки принятия решений при эксплуатации газобаллонного оборудования с элементами нечеткой логики. Апробация модели выполнена на примере реализации мероприятий при проведении периодического технического обслуживания газобаллонного оборудования грузового автомобиля КамАЗ 65116.
Ключевые слова
информационная поддержка, принятие решений, техническое обслуживание, газобаллонное оборудование, нечеткая логика, информационно-логическая модель