ИТ и образование |
|
Конкурентоспособность выпускников |
|
|
В данной статье поднят вопрос о компетентностных характеристиках гипотетического информатика-экономиста, которого необходимо готовить в вузах. К сожалению, ни один из действующих государственных образовательных стандартов не может гарантировать приобретение всего перечня таких характеристик (так как они гарантируют только дидактический минимум), если в вузе не проявят инициативу и смекалку, не свяжутся с работодателями, компьютерными фирмами и высококвалифицированными специалистами для реализации собственной образовательной программы.
|
---|---|
Репортаж |
|
|
Международная конференция Online Educa Berlin 2006 стала местом встречи более 2000 участников более чем из 90 стран мира. Она является крупнейшим международным форумом по on-line образованию, на котором широко представлен и российский опыт. Аналогичная конференция Online Educa Moscow состоится в апреле 2007 года. Здесь будет обсуждаться не столько е-образование (e-learning), сколько более широкие вопросы использования информационных технологий для решения проблем развития систем образования.
|
Качество e-learning |
|
|
В данной статье повышение качества e-learning автор определяет как постоянный процесс адаптации предлагаемых образовательных услуг к потребностям целевой группы учащихся. Для всех участников процесса в качестве одного из важнейших факторов успеха подчеркивается необходимость обладания набором компетенций, обозначаемых как грамотность в вопросах качества. Сформированы наиболее актуальные вопросы, представлены результаты проведенных исследований, которые определены в концепцию работы по повышению качества.
|
|
Сейчас, совместно с профессиональным сообществом, идет обсуждение правительственных подходов к оценке смешанных технологий образования. Через два-три года несколько сотен вузов России в полном объеме будут использовать современные электронные средства обучения. Но Рособрнадзор пока не умеет работать с такими университетами в плане всестороннего контроля качества образования. Сегодня нужно особое внимание уделять вузам и их филиалам, использующим дистанционное обучение и технологии e-learning.
|
|
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что качество e-learning — это вопрос первостепенной важности как для образовательных учреждений, использующих информационные технологии в учебном процессе, так и для учреждений, занимающихся научно-исследовательской работой в области образования. Однако имеет место следующий парадокс: с одной стороны, большинство участников образовательного процесса желают прийти к общему представлению о том, что такое качество e-learning, с другой — универсальной модели качества не существует.
|
|
Качество образования в течение достаточно большого промежутка времени остается главным вопросом для исследователей. Основной задачей было применение уже существующих инструментов оценки качества в сфере образования. Пересматривались различные модели и теории, для того чтобы «приспособить» их к ситуациям, возникающим в образовательной сфере. В данной статье рассмотрена теория всеобщего управления качеством (TQM) и ее применение к образовательному процессу. Основная цель — показать, как TQM действует в ситуациях неформального обучения. Сначала описаны некоторые подходы TQM в области образования, затем рассмотрено неформальное обучение, а в конце представлены руководящие принципы относительно того, как действовать в ситуациях, возникающих при таком типе обучения.
|
Информационно-образовательные системы |
|
|
Рассматриваются концепция и принципы разработки Виртуального национального университета IT-образования, создаваемого в рамках национального проекта «Образование». Данный проект направлен на достижение качественно нового уровня подготовки востребованных научных и профессиональных кадров в области информационных технологий на основе разработки и внедрения новых образовательных стандартов, стандартов электронного и мобильного обучения, инновационных педагогических технологий и образовательных ресурсов, а также на основе глубокой информатизации образовательных бизнес-процессов.
|
|
Основные проблемы при использовании on-line технологий в России — невысокая скорость передачи данных по Internet (что затрудняет полнообъемное использование видеотехнологий и flash-анимации в процессе обучения); достаточно высокая стоимость передачи данных; а также проблематичный доступ к Internet-каналам в ряде российских регионов. Московская финансово-промышленная академия — один из немногих вузов, имеющих опыт использования современных информационных и коммуникационных технологий при обучении почти 30 000 студентов.
|
|
Поддержка образования для фирм как часть их корпоративных социальных программ ответственности становится привычным фактом. Одной из актуальных задач современной системы образования является удовлетворение растущей потребности в квалифицированных IT-специалистах. Более 760 млн долл. в обучение более 130 000 студентов в 46 странах Европы, Ближнего Востока и Африки вложила через свои инициативы образования корпорация Oracle, самая большая в мире компания в области разработки программного обеспечения для управления предприятиями.
|
|
Качественное обучение требует, прежде всего, обеспечения учащихся адаптивными личностно-ориентированными методиками обучения. Такие возможности личностно-ориентированного обучения для практически неограниченного контингента учащихся в настоящее время могут быть предоставлены с помощью технологий e-learning в распределенной образовательной среде. Но для эффективного их использования требуются осмысление и решение ряда практических задач, связанных с реорганизацией учебного процесса, а также участие в управлении учебным процессом самих учащихся.
|
Лаборатория |
|
Испытание технологий |
|
|
Актуальность рассматриваемого вопроса определяется широкомасштабным и динамичным применением дидактических свойств сети Internet в учебном процессе российской высшей школы. В статье обсуждаются варианты программного обеспечения для обучения с использованием Internet-технологий. Особое внимание уделяется фирменным отечественным и зарубежным паркам программного обеспечения, анализируются их дидактические и технические характеристики, а также приводятся рекомендации по выбору той или иной программной среды.
|
Вопросы теории |
|
Информатика и информационные системы |
|
|
В современных условиях необходимо, чтобы в обязательной бакалаврской части стандарта по «Прикладной информатике» были равноценно отражены все компоненты определения информатики, приведенные в данной статье. Особенно важно это сделать в части информационных систем. По крайней мере, дисциплина «Информационные системы» должна быть отделена от дисциплин, характеризующих информационные технологии. При обучении современным информационным технологиям нужно помнить, что они быстро развиваются, и их не следует слишком регламентировать.
|
|
В сентябре 2006 года Федору Евгеньевичу Темникову исполнилось бы 100 лет. Он дал первое полное определение информатики как науки об информации, состоящей из трех частей: теории информационных элементов, теории информационных процессов, теории информационных систем. А также первым разделил понятия «информатика», «систематика» и «интеллектика».
Публикуя воспоминания о Ф.Е. Темникове его ученицы В.Н. Волковой, редакция открывает рубрику характеристик ученых, внесших вкладвразвитие информатики.
|
Наши интервью |
|
|
Вячеслав Александрович Самойлов — доктор экономических наук, генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), член Ученого совета Московской финансово-промышленной академии (МФПА). Вячеслав Александрович занимается вопросами повышения качества образования, аккредитацией вузов, стандартизацией учебного процесса. Долгое время работал в МФПА проректором по учебной работе, внедрял передовые идеи, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников вуза.
|
|
Габидуллин Руслан Фанзилевич — проректор по инновационному развитию Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ), директор Института современных технологий образования (ИНСТО) ВЭГУ, почетный работник среднего профессионального образования РФ, вице-президент Ассоциации «Восточный университет». Активный участник основных форумов по новым образовательным технологиям, поскольку многие прогрессивные идеи и достижения, реализуемые в ИНСТО ВЭГУ, заслуживают самого пристального внимания.
|
Круглый стол |
|
Репортаж |
|
|
Направление подготовки «Прикладная информатика» и соответствующая специальность стали очень популярными в России. Сейчас по ним проводится обучение более чем в 350 вузах, не считая филиалов. Однако назрела необходимость модернизации учебных программ и образовательного стандарта по двум причинам: первая — это вступление России в Болонский процесс, а вторая — одно направление не может удовлетворить всю потребность в IT-специалистах. Эти актуальные вопросы рассматривались на заседании УМО по образованию в области прикладной информатики.
|