8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -              
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(7) Январь-февраль 2007 года

Содержание номера:

ИТ и образование

Конкурентоспособность выпускников

В данной статье поднят вопрос о компетентностных характеристиках гипотетического информатика-экономиста, которого необходимо готовить в вузах. К сожалению, ни один из действующих государственных образовательных стандартов не может гарантировать приобретение всего перечня таких характеристик (так как они гарантируют только дидактический минимум), если в вузе не проявят инициативу и смекалку, не свяжутся с работодателями, компьютерными фирмами и высококвалифицированными специалистами для реализации собственной образовательной программы.

Репортаж

Международная конференция Online Educa Berlin 2006 стала местом встречи более 2000 участников более чем из 90 стран мира. Она является крупнейшим международным форумом по on-line образованию, на котором широко представлен и российский опыт. Аналогичная конференция Online Educa Moscow состоится в апреле 2007 года. Здесь будет обсуждаться не столько е-образование (e-learning), сколько более широкие вопросы использования информационных технологий для решения проблем развития систем образования.

Качество e-learning

Автор: У. Эйлерс

В данной статье повышение качества e-learning автор определяет как постоянный процесс адаптации предлагаемых образовательных услуг к потребностям целевой группы учащихся. Для всех участников процесса в качестве одного из важнейших факторов успеха подчеркивается необходимость обладания набором компетенций, обозначаемых как грамотность в вопросах качества. Сформированы наиболее актуальные вопросы, представлены результаты проведенных исследований, которые определены в концепцию работы по повышению качества.

Автор: В. Болотов

Сейчас, совместно с профессиональным сообществом, идет обсуждение правительственных подходов к оценке смешанных технологий образования. Через два-три года несколько сотен вузов России в полном объеме будут использовать современные электронные средства обучения. Но Рособрнадзор пока не умеет работать с такими университетами в плане всестороннего контроля качества образования. Сегодня нужно особое внимание уделять вузам и их филиалам, использующим дистанционное обучение и технологии e-learning.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что качество e-learning — это вопрос первостепенной важности как для образовательных учреждений, использующих информационные технологии в учебном процессе, так и для учреждений, занимающихся научно-исследовательской работой в области образования. Однако имеет место следующий парадокс: с одной стороны, большинство участников образовательного процесса желают прийти к общему представлению о том, что такое качество e-learning, с другой — универсальной модели качества не существует.

Автор: К. Донди

Качество образования в течение достаточно большого промежутка времени остается главным вопросом для исследователей. Основной задачей было применение уже существующих инструментов оценки качества в сфере образования. Пересматривались различные модели и теории, для того чтобы «приспособить» их к ситуациям, возникающим в образовательной сфере. В данной статье рассмотрена теория всеобщего управления качеством (TQM) и ее применение к образовательному процессу. Основная цель — показать, как TQM действует в ситуациях неформального обучения. Сначала описаны некоторые подходы TQM в области образования, затем рассмотрено неформальное обучение, а в конце представлены руководящие принципы относительно того, как действовать в ситуациях, возникающих при таком типе обучения.

Информационно-образовательные системы

Автор: В. Сухомлин

Рассматриваются концепция и принципы разработки Виртуального национального университета IT-образования, создаваемого в рамках национального проекта «Образование». Данный проект направлен на достижение качественно нового уровня подготовки востребованных научных и профессиональных кадров в области информационных технологий на основе разработки и внедрения новых образовательных стандартов, стандартов электронного и мобильного обучения, инновационных педагогических технологий и образовательных ресурсов, а также на основе глубокой информатизации образовательных бизнес-процессов.

Автор: А. Ожгихина

Основные проблемы при использовании on-line технологий в России — невысокая скорость передачи данных по Internet (что затрудняет полнообъемное использование видеотехнологий и flash-анимации в процессе обучения); достаточно высокая стоимость передачи данных; а также проблематичный доступ к Internet-каналам в ряде российских регионов. Московская финансово-промышленная академия — один из немногих вузов, имеющих опыт использования современных информационных и коммуникационных технологий при обучении почти 30 000 студентов.

Автор: Ю. Горвиц

Поддержка образования для фирм как часть их корпоративных социальных программ ответственности становится привычным фактом. Одной из актуальных задач современной системы образования является удовлетворение растущей потребности в квалифицированных IT-специалистах. Более 760 млн долл. в обучение более 130 000 студентов в 46 странах Европы, Ближнего Востока и Африки вложила через свои инициативы образования корпорация Oracle, самая большая в мире компания в области разработки программного обеспечения для управления предприятиями.

Качественное обучение требует, прежде всего, обеспечения учащихся адаптивными личностно-ориентированными методиками обучения. Такие возможности личностно-ориентированного обучения для практически неограниченного контингента учащихся в настоящее время могут быть предоставлены с помощью технологий e-learning в распределенной образовательной среде. Но для эффективного их использования требуются осмысление и решение ряда практических задач, связанных с реорганизацией учебного процесса, а также участие в управлении учебным процессом самих учащихся.

Лаборатория

Испытание технологий

Автор: А. Андреев

Актуальность рассматриваемого вопроса определяется широкомасштабным и динамичным применением дидактических свойств сети Internet в учебном процессе российской высшей школы. В статье обсуждаются варианты программного обеспечения для обучения с использованием Internet-технологий. Особое внимание уделяется фирменным отечественным и зарубежным паркам программного обеспечения, анализируются их дидактические и технические характеристики, а также приводятся рекомендации по выбору той или иной программной среды.

Вопросы теории

Информатика и информационные системы

Автор: В. Волкова

В современных условиях необходимо, чтобы в обязательной бакалаврской части стандарта по «Прикладной информатике» были равноценно отражены все компоненты определения информатики, приведенные в данной статье. Особенно важно это сделать в части информационных систем. По крайней мере, дисциплина «Информационные системы» должна быть отделена от дисциплин, характеризующих информационные технологии. При обучении современным информационным технологиям нужно помнить, что они быстро развиваются, и их не следует слишком регламентировать.

Автор: В. Волкова

В сентябре 2006 года Федору Евгеньевичу Темникову исполнилось бы 100 лет. Он дал первое полное определение информатики как науки об информации, состоящей из трех частей: теории информационных элементов, теории информационных процессов, теории информационных систем. А также первым разделил понятия «информатика», «систематика» и «интеллектика». Публикуя воспоминания о Ф.Е. Темникове его ученицы В.Н. Волковой, редакция открывает рубрику характеристик ученых, внесших вкладвразвитие информатики.

Наши интервью

Вячеслав Александрович Самойлов — доктор экономических наук, генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), член Ученого совета Московской финансово-промышленной академии (МФПА). Вячеслав Александрович занимается вопросами повышения качества образования, аккредитацией вузов, стандартизацией учебного процесса. Долгое время работал в МФПА проректором по учебной работе, внедрял передовые идеи, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников вуза.

Габидуллин Руслан Фанзилевич — проректор по инновационному развитию Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ), директор Института современных технологий образования (ИНСТО) ВЭГУ, почетный работник среднего профессионального образования РФ, вице-президент Ассоциации «Восточный университет». Активный участник основных форумов по новым образовательным технологиям, поскольку многие прогрессивные идеи и достижения, реализуемые в ИНСТО ВЭГУ, заслуживают самого пристального внимания.

Круглый стол

Репортаж

Направление подготовки «Прикладная информатика» и соответствующая специальность стали очень популярными в России. Сейчас по ним проводится обучение более чем в 350 вузах, не считая филиалов. Однако назрела необходимость модернизации учебных программ и образовательного стандарта по двум причинам: первая — это вступление России в Болонский процесс, а вторая — одно направление не может удовлетворить всю потребность в IT-специалистах. Эти актуальные вопросы рассматривались на заседании УМО по образованию в области прикладной информатики.