Образовательное пространство |
|
Информатика и IT |
|
|
Вычислительная техника, информационные технологии, системы связи, основанные на компьютерных технологиях, прочно заняли место одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности в развитых странах. Достижения в этой отрасли непосредственно влияют на состояние и перспективы развития других направлений науки и промышленности. Развитию информационно-телекоммуникационных систем в Российской Федерации придается большое значение, что подчеркнуто включением этого направления в Список восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденный Президентом РФ в 2006 году. Среди критических технологий, поддерживающих это направление, названы технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, производства программного обеспечения, распределенных вычислений и систем.
|
---|---|
|
Вусловиях развития высоких технологий и реформы высшей школы бизнес и промышленность, с одной стороны, и университетское, академическое
сообщество — с другой, должны активно взаимодействовать с целью выявления потребностей в специалистах информационного профиля и определения уровня подготовки специалистов.
Традиция российской высшей школы характеризуется глубоким фундаментальным образованием, воспитывающим умение логически рассуждать, анализировать,принимать обоснованные решения; позволяющим разбираться в том, что происходит в современной науке и осознавать новые
открытия и следствия из них для передовых технологий.
|
Образовательная система |
|
|
Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны,для укрепления ее конкурентоспособности.
Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ,
активно внедряющихинновационные образовательные программы.
Из выступления Президента России В.В. Путина на встрече с членами Правительства,руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года.
Целью проекта является разработка и внедрение новых моделей непрерывного профессионального образования на базе компетентностного подхода, что позволит запустить механизмы формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности и обеспечить тем самым условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем обновления структуры и содержания образования,развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ...
|
Необходимость стандартизации |
|
Конкурентоспособность образования |
|
|
Образовательная стандартизация в России как феномен, обусловленный Конституцией страны и положениями Закона РФ «Об образовании», длится уже почти полтора десятка лет. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) прочно вошли в повседневность вузов и превратились для его менеджмента в элемент рутины. Фактически же введение в первой половине 90_х годов прошлого века ГОС знаменовало не начало стандартизации содержания российского высшего образования, а всего лишь официализацию идеи государственной стандартизации.
|
Нормативная база разработки |
|
|
Введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в Российской Федерации означало
попытку уйти от тотальной стандартизации содержания образования, структуры и организации учебного процесса в виде типовых учебных планов и построить систему образования на основе академических свобод и автономии учебных заведений, плюрализма в образовании, приоритета личностной ориентации, децентрализации и регионализации, сохраняя одновременно при этом единство образовательного и культурного пространства страны.
|
Принципы разработки стандартов |
|
Задачи перехода на новые стандарты |
|
|
Подготовка квалифицированных и компетентных кадров в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе высшего профессионального образования (ВПО)обеспечивает инновационное развитие российской экономики. В настоящее время ВПО в области ИКТ осуществляется в рамках 112 специальностей, из них углубленное изучение самих ИКТ предусмотрено по 42 специальностям [5]. Такое разнообразие направлений и специальностей не всегда оправдано. Соответствующие государственные образовательные стандарты (ГОСы) и учебные планы нечетко ориентированы на требуемые профили подготовки специалистов в области ИКТ, что затрудняет в дальнейшем адаптацию выпускников вузов к реальным условиям деятельности предприятий и организаций.
|
Сохранение уникальности направлений |
|
|
Внастоящее время в России действуют государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО). Если заняться подробным изучением ГОС, то можно увидеть 3 главных особенности всех этих стандартов:
1. Очень большое суммарное количество направлений и специальностей в российском высшем образовании.
2. Количество направлений и специальностей, которые можно отнести к одной области знаний, иногда превышает разумные доводы (например, в области IT и др. [1, 2]).
3. Разработчики ГОС СПО слишком «постарались» украсить стандарты современным дидактическим содержанием, заимствованным из ГОС ВПО.
|
Наши интервью |
|
Тематический круглый стол |
|
|
Тихонов Александр Николаевич, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», экс-министр общего и профессионального образования Российской Федерации, доктор технических наук, профессор.
Интервью акцентирует внимание на том, что существенным признаком профессиональных компетенций является их измеримость. Поэтому одновременно с определением сути и состава компетенций должны определяться механизм и правила их измерения и оценивания.
|
|
Росс Геннадий Викторович, директор Центра фундаментальных исследований проблем информатизации Всероссийского научно-исследовательского института
проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН.
В интервью показана позиция некоторых вузов в отношении Болонского процесса. Автор придерживается мнения, что государству нужно оставить контроль механизмов получения компетенций выпускниками аккредитованных вузов и соблюдения лицензионных требований.
|
|
Геворкян Елена Николаевна, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, доктор экономических наук, профессор. Это интервью затрагивает вопросы, касающиеся изменений и проблем в системе высшего профессионального образования.
|
|
Лукьянчук Михаил Борисович, ответственный секретарь рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
РСПП крайне заинтересован в создании профессиональных стандартов. Их разработкой сейчас занимается рабочая группа РСПП. Эти стандарты описывают компетенции, а государственные образовательные стандарты,как следует из интервью, должны обеспечить механизм приобретения компетенций выпускником вуза. Для внедрения профессиональных стандартов нужны сертификационные центры.
|
|
Розина Нелли Михайловна, начальник отдела высшего образования Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ, кандидат педагогических наук, доцент. Это интервью показывает отношение органов управления образованием к государственному образовательному стандарту не только как к формальному документу, но и как к системе договоренностей между потребителем образовательных услуг, вузом и обществом. Пока практика такова, что договоренности не всегда достигаются.
|
|
Голосов Олег Викторович, проректор Финансовой Академии при Правительстве РФ, заместитель председателя Совета Учебно_методического объединения по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор.
Дрогобыцкий Иван Николаевич, проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор.
Интеграция в мировое образовательное сообщество не всегда сулит одни
плюсы. Может статься, что Россия больше потеряет, чем приобретет. В ходе интервью рассматриваются положительные и отрицательные стороны начала
вступления России в Болонский процесс, затрагиваются вопросы разработки ГОС ВПО третьего поколения, обсуждается ситуация в сфере образования в целом.
|