8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -              
Рус   |   Eng

Авторы

Маренко В. А.

Ученая степень
канд. техн. наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатория методов представления и преобразования информации, Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН
E-mail
marenko@ofim.oscsbras.ru
Местоположение
Новосибирск, Россия
Статьи автора

Применение симплициального анализа для корректировки когнитивной структуры

Цель работы – описание нового метода моделирования объектов в виде комплекса информационных задач, включающего симплициальный анализ когнитивной структуры объекта исследования. Метод реализуется в несколько этапов. На первом этапе выявляется совокупность базисных факторов, влияющих на объект исследования со стороны внешней и внутренней среды, их попарное сравнение и формирование когнитивной модели в виде матрицы смежности 1-го уровня иерархии. Затем проводится группировка факторов для формирования 2-го уровня иерархии. Далее осуществляется объединение компонентов в когнитивную структуру 3-го уровня иерархии. На 4-м уровне представляется детализация компонентов 3-го уровня иерархии. Для проверки устойчивости сформированной детализированной структуры когнитивной модели проводится серия имитационных экспериментов. Неявные взаимосвязи между факторами исследуются с применением симплициального анализа. Апробация метода проведена на примере когнитивной модели «образ жизни» студенческой молодежи. Группирование факторов на втором уровне иерархии осуществлено по компонентам «бытовые условия», «когнитивный диссонанс» и «результативность деятельности». При проведении имитационного эксперимента установлено наличие импульсного резонанса в сформированной детализированной структуре 4-го уровня иерархии. Проведение имитационного эксперимента после проведения симплициального анализа детализированной структуры с целью упорядочения элементов матрицы смежности показало отсутствие импульсного резонанса, что соответствует теоретическим разработкам. Установлено влияние на «образ жизни» студенческой молодежи фактора «когнитивный диссонанс» личности, на который, в свою очередь, влияет фактор «досуг». Экспертное выражение «чем лучше "досуг", тем меньше "когнитивный диссонанс"» соответствует логике рассуждений. Возможное применение метода состоит в научно-обоснованном выявлении совокупности существенных факторов, влияющих на объект исследования, с целью обнаружения скрытых тенденций и реализации соответствующих мер социального управления. Читать дальше...